Современные дизельные двигатели давно вышли за рамки громоздких и шумных конструкций с ручной регулировкой. С развитием технологий автопроизводители начали использовать более точные и эффективные системы подачи топлива. Одним из таких решений стали пьезофорсунки, которые обеспечивают высокоточный впрыск дизеля прямо в цилиндры двигателя. Но что это за устройство и зачем оно нужно?
Чтобы понять роль пьезофорсунок, необходимо заглянуть в прошлое. Если бензиновые моторы изначально не предусматривали прямого впрыска топлива, то дизельные, наоборот, с самого начала работали по принципу непосредственного впрыска в цилиндры.
В первых моделях использовались массивные плунжерные насосы, которые поочередно подавали топливо к каждому цилиндру через отдельные трубки. Такая схема была надежной, но громоздкой и не очень точной.
Со временем стало очевидно: для уменьшения расхода топлива и снижения вредных выбросов, а также повышения экономичности нужно точнее дозировать подачу и контролировать время впрыска.
Содержание:
Пьезофорсунка — это форсунка нового поколения, которая работает благодаря свойствам пьезоэлектрического кристалла. Он меняет свою форму (расширяется или сжимается) под воздействием электрического напряжения. Причем делает это почти мгновенно: изменение длины на 0,1 мм происходит всего за 0,1 миллисекунды.
Эта особенность пьезоэлемента позволяет очень точно и быстро управлять впрыском топлива. Внутри корпуса форсунки находится целый механизм, включающий пьезоэлемент (реагирует на сигнал от блока управления и вызывает движение), иглу распылителя (открывает и закрывает канал подачи топлива), обратный канал (через него избыток дизеля возвращается в рампу) и корпус с разъемом (сюда подключаются кабели от электронного блока управления).
Как только ЭБУ подает сигнал, пьезоэлемент меняет форму, запускает открытие иглы, и в цилиндр поступает строго дозированная порция топлива. Все это происходит за доли секунды и может повторяться несколько раз в течение одного рабочего цикла поршня.
Чтобы понять различия между пьезофорсунками и другими типами, например электромагнитными, следует обратить внимание на быстроту и точность их функционирования.
В системах Common Rail возможна установка двух видов форсунок:
Преимущества пьезофорсунок:
Благодаря этим свойствам пьезофорсунки особенно востребованы в современных дизельных автомобилях, которым нужно соответствовать жестким требованиям Euro-5 и Euro-6.
Несмотря на очевидные преимущества, пьезофорсунки имеют и ряд особенностей, которые нужно учитывать. Их устройство сложнее и чувствительнее, чем у традиционных электромагнитных форсунок, поэтому эксплуатация требует аккуратности и высокого качества топлива.
Основные минусы пьезофорсунок:
Кроме того, функционирование форсунки полностью регулируется электронным блоком управления (ЭБУ). Если возникают проблемы с проводкой, датчиками или программным обеспечением, пьезофорсунка может работать нестабильно, хотя сама остается исправной.
Производители заявляют, что срок службы пьезофорсунок составляет около 200 000 километров пробега, но эта цифра актуальна только при идеальных условиях эксплуатации и использовании качественного топлива.
Чтобы продлить срок службы форсунок, стоит соблюдать простые правила:
При соблюдении этих рекомендаций форсунки способны работать долго и безотказно, сохраняя точность дозировки и стабильность впрыска.
Появление пьезофорсунок стало закономерным этапом развития систем подачи топлива. Если прежние плунжерные насосы создавали давление и подавали горючее механическим способом, то современные конструкции используют электронное управление и мгновенный отклик кристаллов, обеспечивая ранее недостижимую точность дозирования.
Главные преимущества по сравнению с традиционными системами:
Пьезофорсунки особенно ценятся в современных дизельных двигателях премиум-класса, где важны тишина, экономичность и высокая отдача при минимальных вибрациях.
В отличие от старых механических или электромагнитных форсунок, пьезоэлементы требуют точной юстировки и сложной калибровки. Разобрать и почистить такую форсунку «в гараже» невозможно — для этого нужны специализированные стенды.
Часто в случае неисправности приходится заменять весь комплект форсунок, чтобы избежать разбаланса в работе системы. Это дорогостоящая процедура, но она гарантирует корректное функционирование двигателя и равномерный впрыск топлива во всех цилиндрах.
Несмотря на высокую стоимость пьезофорсунок, производители продолжают активно внедрять их в новые поколения дизельных двигателей.
Это связано с глобальными тенденциями в автопроме:
В будущем инженеры планируют объединить пьезоэлементы с интеллектуальными алгоритмами самокалибровки, что сделает впрыск еще точнее.
Однако вместе с прогрессом наблюдается и другая тенденция — современные автомобили становятся все менее ремонтопригодными. Узлы и агрегаты вроде форсунок теперь чаще заменяются целиком, а не восстанавливаются.
Пьезофорсунка — это высокоточное устройство, управляющее подачей топлива в дизельный двигатель с помощью пьезоэлектрического эффекта. Благодаря ей мотор работает плавнее, тише и экономичнее, а выбросы в атмосферу становятся значительно чище.